На главную   Содержание   Следующий
 
Рабочая программа
( линия издательства 'Вентана-Граф)
Пояснительная записка
Программы: Примерная программа основного общего образования по географии 'География России' (VII-IX), программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений ( авторы составители: Летягин А.А. , Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможня Е.А.-М.. Вентана-Граф, 2008).
Количество часов: всего-68 часов, в неделю-2 часа; оценочных практических работ-9.
 
 
ВВЕДЕНИЕ (1час)

1
Что изучают в курсе 'Природа России'. Источники географической информации. Урок изучения нового материала. Источники географической информации. Уметь: использовать различные источники географической информации. 1нед сентябрь

Россия на карте мира( 9 часов)
2
Географическое положение России и его виды. Практическая работа ? 1. Характеристика ГП России. Практикум. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса. Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе. Тематический контроль в различных формах: зачет, географический диктант, решение задач на поясное время. На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей родины. Решение задач на определение поясного времени. 1 1нед. сентябрь
3
Размеры территории и природно-географическое положение России
Практикум  2 2нед. сентябрь
4
Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России
Семинар  3 2нед. сентябрь
5
Геополитическое, этнокультурное и экологическое положение России
Практикум  4 3нед. сентябрь
6
Государственная территория России. Типы российских границ.
Практикум  5 3нед. сентябрь
7
Сухопутные и морские границы России. Урок изучения нового материала  6 4 нед. сентябрь
8
Различие во времени на территории России. Практическая работа ? 2: 'Определение поясного времени для разных пунктов России'. Практикум  7 4 нед. сентябрь
9
Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации. Практикум  8 1нед. октябрь
10
Итоговый урок по теме: 'Географическое положение России'. Зачет 1нед. октябрь

Исследование территории России (4 часа)
11
Заселение и освоение территории России в IX-XVII вв. Урок изучения нового материала. История освоения и изучения территории России. Знать: результаты географических открытий. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию. История освоения и изучения территории России. Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Анализ карт. Заполнение контурных карт.
Составление по карте маршрута путешествия  9 2нед. октябрь
12
Заселение и хозяйственное освоение территории России XVIII- XIX вв.
Путешествие  10 2нед. октябрь
13
Географическое исследование территории России в XVIII- XIX вв. Практикум  11 3нед. октябрь
14
Территориальные изменения и географическое изучение России в XXв. Исследование  12 3нед. октябрь

Раздел I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ России

Рельеф и недра России (6 часа)
15
Особенности рельефа России. Урок изучения нового материала. Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Природные условия и ресурсы. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.
Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; определять, как рельеф влияет на жизнь людей. Тестовая самостоятельная работа. Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Воздействие рельефа на жизнь людей.  13 4 нед. октябрь
16
Развитие земной коры. Изучения нового материала.  14 4нед. октябрь
17
Рельеф и полезные ископаемые. Практикум  15 2 нед. ноябрь
18
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. Практикум 16 2 нед. ноябрь
19
Литосфера. Рельеф. Человек. Практикум  17 3 нед. ноябрь
20
Итоговый урок. Практическая работа ? 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий
Урок систематизации и обобщения знаний (практикум). Работа с картой. 3 нед. ноябрь

Климат и агроклиматические ресурсы (6ч)
21
Условия формирования климата. Урок изучения нового материала
Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия. Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации.
Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России. Фронтальный устный опрос.
Характеристика климатических поясов и областей сточки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптическим картам.
 18 4 нед. ноябрь
22
Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Практикум. Анализ карт, фронтальный устный опрос.  19 4 нед. ноябрь
23
Циклоны и антициклоны. Практическая работа. Определение по статистической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.  19
24
Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения.
Исследование. Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.  20 1 нед. декабрь
25
Климатические пояса и типы климатов России. Практикум. Индивидуальный устный опрос.  21 1 нед. декабрь
26
Климат и человек. Практическая работа ? 4. Определения по картам закономерностей распределения солнечной радиации, осадков, температуры.
Урок повторения и обобщения. Индивидуальный устный опрос.  22 2 нед. декабрь

Внутренние воды и водные ресурсы (6ч.)
27
Состав внутренних вод. Реки. Урок изучения нового материала
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим и расход, годовой сток рек, ледовый режим. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики рек на конкретных примерах; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод. Фронтальный устный опрос. Характеристика реки с точки зрения её хозяйственного использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своего региона и западной Сибири.  23 2 нед. декабрь
28
Зависимость речной системы от климата. Практическая работа ?5 Характеристика одной из рек России. Практикум. Анализ карт, фронтальный устный опрос.  24 3 нед. декабрь
29
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Практикум. Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.  25 3 нед. декабрь
30
Подземные воды. Ледники  25
31
Многолетняя мерзлота. Практикум тестирование  26 4 нед. декабрь
32
Вода и человек. Водные ресурсы. Урок повторения и обобщения.  27 4 нед. декабрь

Почва и почвенные ресурсы (3ч.)
33
Почвы - особое природное образование. Урок изучения нового материала
Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев- основоположник почвоведения. Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания.
Фронтальный устный опрос. Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования.  28 2 нед. январь
34
Главные типы почв. Практикум. Анализ карт, фронтальный устный опрос.  29 2 нед. январь
35
Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Конференция. Урок повторения и обобщения (деловая игра).  30 3 нед. январь

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3ч. ).
36
Растительный и животный мир России. Урок изучения нового материала
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющий его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека. Индивидуальный устный опрос.  31 13-18.12
37
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Исследование. Фронтальный устный опрос. 32 20-25.12
38
Обобщение по теме 'Растительный и животный мир. Биологические ресурсы'. Урок обобщающего повторения

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ РАЗЛИЧИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (12ч)

39
Разнообразие ПК России. Природное районирование. Урок изучения нового материала. Природные территориальные комплексы. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные природные комплексы. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? характеристика природных зон. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Характеристика морей России, их хозяйственное значение. Природные зоны Саратовской области. Особо охраняемые природные территории: заказники, заповедники, национальные и природные парки, памятники природы. Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального природопользования.
Индивидуальный устный опрос. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.  33 20-25.12
40
Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс
Практикум. Фронтальный устный опрос.  34 11-16.01
41
Северные безлесные природные зоны. Урок актуализации знаний и умений.
Анализ карт, фронтальный устный опрос.  35 11-16.01
42
Лесные зоны. Тайга. Урок актуализации знаний и умений. Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.  36 18-23.01
43
Смешанные и широколиственные леса. Урок актуализации знаний и умений.
Анализ карт, фронтальный устный опрос.  37 18-23.01
44
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Урок актуализации знаний и умений. Анализ карт, фронтальный устный опрос.  38
45
Природные зоны Саратовской области. Экологические проблемы этих зон.
Практикум. Анализ карт, фронталный устный опрос. сообщения, зап. в тетради.
46
Высотная поясность. Практическая работа ?6 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны. Практикум. Групповая работа  39
47
Моря как крупные природные комплексы. Практикум. Анализ карт, фронтальный устный опрос.  40
48
Природно-хозяйственные различия Российских морей. Урок актуализации знаний и умений. Групповая работа  41
49
Особо охраняемые природные территории России. Урок актуализации знаний и умений. Групповая работа. Составление по карте маршрут путешествия. Беседа по результатам анализа карт.  42
50
Обобщение по теме: ' Природные различия на территории России'. Урок обобщающего повторения тестирование

РАЗДЕЛ III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

51
Численность и воспроизводство населения России. Урок изучения нового материала. Специфика природы районов России(природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека.
Фронтальный опрос  43 25-30.01
52
Половой и возрастной состав населения. Урок актуализации знаний и умений
Анализ карт, фронтальный опрос  44 25-30.01
53
Этнический и языковый состав населения России. Урок актуализации знаний и умений. Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. 45 1-6.02
54
Культурно- исторические особенности народов России. Урок актуализации знаний и умений. Индивидуальный устный опрос.  46 1-6.02
55
География основных религий. Урок актуализации знаний и умений  46
56
Население Саратовской области. Практическая работа ? 9. определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, со постановление с административно-территориальным делением РФ. Практикум, сообщения
57
Особенности урбанизации России. Городское население. Практикум. Фронтальный опрос.  47 8-13.02
58
Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.
Практикум. Анализ карт, фронтальный устный опрос.  48 8-13.02
59
Миграции населения в России. Семинар. Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.  49 15-20.02
60
Размещение населения России. Практикум. Индивидуальный устный опрос, тестирование  50. 15-20.02
61
Занятость населения. Практическая работа ?10. Определение по статистическим материалам тенденции изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства. Урок исследование. Анализ карт.  51 22-27.02
62
Обобщение по теме 'Население России'. Урок обобщающего повторения. Индивидуальный устный опрос, тестирование 22-27.02

РАЗДЕЛ IV. ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ РОССИИ

63
Влияние природы на развитие общества. Урок изучения нового материала
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного населения в нашей стране. Экологическая ситуация в России. Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории. Индивидуальный устный опрос.  52 3-8.05
64
Природные ресурсы. Семинар. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выявлять правила природоохранного поведения. Анализ карт, фронтальный устный опрос.  53 10-15.05
65
Природно-ресурсный потенциал России. Практическая работа ? 8. Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Практикум. Индивидуальный устный опрос.  54 10-15.05
66
Рациональное природопользование. Практикум. Анализ карт, фронтальный устный опрос. конспект 17-22.05
67
Экологическая ситуация в России. Исследование. Анализ карт, фронтальный устный опрос. конспект 17-22.05
68
Обобщение по теме ' Природный фактор в развитии России'. Урок систематизации и обобщения знаний. Тестирование опрос. 24-26.05
 



ГБУ СО
.